07-05-2018

В Европе сокращаются объемы ввода в эксплуатацию ТРЦ

торговый центр

В 2017 году в Европе было введено в эксплуатацию 3,8 млн кв. м. новых площадей торговых центров, что на 23% меньше, чем в 2016 году.

Общая площадь европейских торговых центров в начале 2018 года составила 166,5 млн кв. м., что на 2,3% выше показателя предыдущих 12 месяцев. В течение 2018 и 2019 годов ожидается завершение девелопмента 6,6 млн кв. м.

Согласно отчету компании Cushman & Wakefield «Европейские торговые центры», темпы девелопмента ТРЦ в Европе замедляются, общая площадь законченных объектов строительства снизилась на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 3,8 млн кв. м. в 2017 году. Общий объем площадей торговых центров в Европе к началу 2018 года составил 166,5 млн. кв. м., что на 2,3% больше показателя аналогичного периода в 2017 году. На Западную Европу приходится 109,7 кв. м., а 56,8 млн кв. м. - на Центральную и Восточную Европу (ЦВЕ). В течение 2017 года Турция заменила Россию на позиции самого активного рынка Европы, введя 495 тыс. кв. м. во второй половине года, опередив Россию (330 тыс. кв. м.) и Польшу (298 тыс. кв. м.), которая заняла третье место.

Изменение потребительского поведения и рост электронной коммерции создали одновременно и сложную среду, и дополнительные возможности для владельцев торговых центров и ритейлеров. В перспективе, количество нового пространства, которое будет введено в эксплуатацию в течение ближайших двух лет, оценивается на уровне 6,6 кв. м. Однако, произойдет значительный разрыв между Востоком и Западом, поскольку в Западной Европе ожидается снижение объемов на 21,3%, тогда как в Центральной и Восточной Европе рост составит 12,3%. Это продлит тенденцию, сложившуюся в течение последнего десятилетия, когда Западная Европа отстает от ЦВЕ, с точки зрения появления новых площадей.

Западная Европа

Франция была активной страной, введя в эксплуатацию более 326 тыс. кв. м. новых торговых площадей в 2017 году. Однако, зрелость рынка и значительное существующее предложение привели к 28% сокращению нового пространства по сравнению с 2016 годом.

В Великобритании слабеет спрос на торговую недвижимость за пределами основных престижных торговых локаций и избыточное предложение торговых площадей привели к 23% снижению активности девелопмента ТРЦ, а в 2017 году было завершено строительство всего 120 тыс. кв. м. В Германии наблюдалось 82%-е снижение в 2017 году поскольку законодательство об ограничении землеустройства привело к уменьшению девелопмента новых загородных торговых центров.

В Испании рекордные 82,4 миллиона туристов в 2017 году положительно повлияли на девелопмент торговых центров, поскольку спрос со стороны ритейлеров и инвесторов увеличился. Испания занимает второе место по девелопменту в 2017 году, введя 210 тыс. кв. м. нового пространства и имея второй по величине план девелопмента на 2018–2019 гг. Среди европейских городов Хельсинки, Париж, Люксембург, Мадрид и Марсель составляют топ-5 рынков с точки зрения девелопмента.

Центральная и Восточная Европа

В 2017 году Россия была второй по величине страной с точки зрения девелопмента, несмотря на то, что ежегодный объем завершенного строительства сократился с 1,6 млн кв. м. в 2016 году до 0,6 млн. кв. м. в 2017 году. Отчасти это связано с экономическим спадом в 2014 году, когда значительно снизилось число новых проектов, а также является результатом относительного равновесия спроса и предложения, достигнутой в 2017 году. План проектов на 2018 год показывает, что девелоперы теперь переключили свое внимание с крупномасштабных проектов на более мелкие объекты.

В прошлом году новое предложение на рынке торговой недвижимости Турции значительно возросло и составило 1,1 млн кв. м., что делает ее наиболее активным государством в сфере девелопмента и составляет 74% от общего объема завершенных объектов в регионе Центрально-Восточной Европы в 2017 году. На 2018–2019 гг. запланировано ввод 1,4 млн кв. м. нового пространства, 70% из которых будут расположены в Анкаре или Стамбуле, хотя прогнозируется некоторое замедление из-за относительно слабой торговой среды и близкого к насыщению уровня в некоторых частях рынка.

В Центральной Европе в 2017 году почти на 20% уменьшилось количество новых торговых площадей. Однако улучшение экономической ситуации привело к росту заработной платы и уровня продаж в регионе. Это вызвало интерес со стороны международных ритейлеров и поддержало девелопмент торговой недвижимости в Польше, Чехии и Словакии.

По материалам Cushman & Wakefield