13-05-2011

Какие документы необходимы при операциях с недвижимостью?

документы

Необходимый пакет документов для оформления договора купли-продажи недвижимости в Украине, пишет citirealt.com.ua.

Для оформления сделки купли-продажи (отчуждения/приобретения) жилой недвижимости (квартиры, дома или их части) физическим лицом необходимы документы:

Пакет документов для продавца квартиры – физического лица

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости с отметкой БТИ о регистрации права собственности;
  • технический паспорт объекта недвижимости;
  • извлечение из Реестра прав собственности на недвижимое имущество (ранее: справка-характеристика БТИ) на отчуждаемый объект недвижимости;
  • справка об отсутствии налогового залога – извлечение из Государственного реестра отягощений движимого имущества (на каждого собственника, второго супруга, если недвижимость приобретена в браке);
  • справка об отсутствии запретов на отчуждение – извлечение из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества;
  • паспорта и идентификационные коды всех собственников недвижимости, супруга (ги) собственника, если продавец состоит в браке;
  • для продавца, состоящего (состоявшего) в браке, свидетельство о регистрации брака (свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга (ги));
  • заявление супруга (ги) о согласии на отчуждение объекта недвижимости, находящегося в совместной собственности, нотариально оформленное, если супруг (га) отсутствует на подписании договора;
  • свидетельства о рождении детей, если дети являются собственниками недвижимости;
  • разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение объекта недвижимости в интересах несовершеннолетних детей или недееспособных ограничено дееспособных граждан (собственников объекта недвижимости);
  • заявление участников общей долевой собственности об отказе реализовать своё право преимущественной покупки доли права собственности на продаваемый объект недвижимости или подтверждение уведомления всех сособственников о продаже доли в праве на объект недвижимости, пребывающего в общей долевой собственности.
  • доверенность, если сделка заключается не лично собственником, а его представителем.

Пакет документов для продавца дома

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на дом с отметкой БТИ о регистрации права собственности;
  • акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, если дом был построен продавцом;
  • технический паспорт домовладения (документ содержащий: план земельного участка, экспликация площади земельного участка, описание зданий и сооружений, назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений);
  • технический паспорт здания (строения) с поэтажным планом на каждое строение, находящееся на участке; выписка из домовой книги о зарегистрированных на площади дома лицах;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • кадастровый план земельного участка.

Дополнительные документы:

  • справки об отсутствии задолженности (о задолженности): по коммунальным платежам, электричество, газ, телефон, каб. телевидение, другие потребленные услуги;
  • справка о прописанных лицах на площади отчуждаемого объекта недвижимости;
  • свидетельство о смене фамилии, имени, отчества продавца (ов), супруга (ги) продавца.

Пакет документов для покупателя – физического лица

  • паспорта и идентификационные коды всех покупателей недвижимости, супруга (ги) покупателя, если покупатель состоит в браке;
  • свидетельство о рождении детей, если дети будут покупателями (собственниками) недвижимости;
  • свидетельство о регистрации брака, если покупатель состоит в браке;
  • свидетельство о расторжении брака или свидетельство о смерти, если покупатель состоял в браке;
  • заявление супруга (ги) о согласии на приобретение недвижимости, нотариально оформленное, если супруг (га) отсутствует на подписании договора;
  • доверенность, если сделка заключается не лично покупателем, а его представителем.

Расходы продавца

  • извлечение из Реестра прав собственности на недвижимое имущество (справка-характеристика БТИ);
  • справка об отсутствии налогового залога имущества, для каждого собственника объекта недвижимости, в т.ч. и второго из супругов, если недвижимость, приобретенная в браке, оформлена на имя одного из них;
  • справка об отсутствии запретов на отчуждение объекта недвижимости;госпошлина в размере 1% от суммы, указанной в договоре купли-продажи объекта недвижимости, но если срок владения недвижимостью более трёх лет или это вторая и последующие продажи недвижимости в течение календарного года или происходит продажа объекта незавершенного строительства (например, дома) – госпошлина уплачивается в размере 5%;
  • налог на доход физического лица от продажи объекта недвижимости;
  • погашение задолженности по коммунальным и другим платежам за потребленные услуги;
  • услуги нотариуса за оформление предварительного договора;
  • услуги нотариуса за оформление сделки;
  • нотариальное оформление заявление супруга (ги) о согласии на отчуждение объекта недвижимости (при необходимости);

Расходы покупателя

  • справка об отсутствии налогового залога, для каждого покупателя;
  • пенсионный сбор – 1% от суммы, указанной в договоре купли-продажи (при покупке земельного участка пенсионный сбор не взимается);
  • регистрация договора купли-продажи в реестре сделок;
  • услуги нотариуса;
  • нотариально оформленное заявление супруга о согласии на приобретение недвижимости (при необходимости);
  • регистрация договора купли-продажи в БТИ;
  • услуги агентства;

Пакет документов, который должен предоставить Продавец – юридическое лицо, отличается от пакета, предоставляемого Продавцом – физическим лицом.

2. Для оформления сделки купли-продажи коммерческой недвижимости юридическим лицом необходимы документы:

Пакет документов для продавца – юридического лица

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости с отметкой БТИ о регистрации права собственности;
  • технический паспорт на объект недвижимости;
  • извлечение из Реестра прав собственности на недвижимое имущество (справка-характеристика БТИ) на отчуждаемый объект недвижимости;
  • справка о балансовой стоимости объекта недвижимости;
  • документ, подтверждающий правовой режим участка земли, на котором размещён объект недвижимости; справка об отсутствии налогового залога – извлечение из Государственного реестра отягощений движимого имущества;
  • справка об отсутствии запретов на отчуждение – извлечение из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества;
  • устав юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • справка ЕГРПОУ;
  • решение высшего органа управления юридического лица о продаже объекта недвижимости;
  • документы, подтверждающие полномочия должностного или физического лица, совершающего сделку от имени юридического лица;
  • паспорт и идентификационный код должностного или физического лица, совершающего сделку от имени юридического лица;

Пакет документов для покупателя – юридического лица

  • устав юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица; справка ЕГРПОУ;
  • справка об отсутствии налогового залога – извлечение из Государственного реестра отягощений движимого имущества;
  • решение высшего органа управления юридического лица о приобретении объекта недвижимости;
  • документы, подтверждающие полномочия должностного или физического лица, совершающего сделку от имени юридического лица;
  • паспорт и идентификационный код должностного или физического лица, совершающего сделку от имени юридического лица;

3. Для оформления сделки купли-продажи земельного участка необходимы документы:

  • государственный акт на право собственности на земельный участок;
  • нормативно-денежная экспертная оценка земельного участка;
  • независимая экспертная оценка земельного участка;
  • справка об отягощениях и ограничениях на земельный участок;
  • справка об отсутствии запретов на отчуждение – извлечение из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества;
  • акт о передаче территориально-граничных знаков;
  • справка об отсутствии (наличии) строений на земельном участке (если на участке есть строения, то необходимо подавать и правоустанавливающие документы на эти объекты, акты о вводе в эксплуатацию объектов недвижимости);
  • заявление совладельцев о согласии на продажу земельного участка.

Особенности статуса участников сделки или объекта недвижимости могут повлечь за собой необходимость предоставления дополнительных документов. Перед заключением сделки проконсультируйтесь с вашим риелтором.

Подготовил: Александр Белов