10-03-2017

Рынок торговой недвижимости Украины восстанавливается

ЦУМ

В течение 2016 года на рынке торговой недвижимости Украины сформировалась тенденция к восстановлению.

Тенденция активизации спроса со стороны ритейлеров, отмечена в первом полугодии, закрепилась: крупные ритейлеры пересмотрели осторожный подход к расширению сетей, открывая новые магазины на фоне видимых улучшений динамики товарооборота. Более того, поглощение ранее вакантных площадей в лучших торговых центрах ускорилось благодаря появлению на рынке новых международных брендов. В 2016 на рынке дебютировало 25 новых брендов, в то время как в 2015 году количество новых брендов составила лишь 12.

Стоит заметить, что по сравнению с 2015 годом, когда объем нового предложения достиг десятилетнего минимума 21,6 тыс. кв. м., рекордно высокий объем (168 тыс. кв. м.) новых торговых площадей было введено в эксплуатацию в 2016 году. 90% новых предложений вышли на рынок в течение последних трех месяцев года.

Однако резкий рост нового предложения в конце года в сочетании с умеренными темпами поглощения отразились на повышении среднерыночной вакантности достигнув 11% до конца 2016 года. В то же время, благодаря растущему интересу ритейлеров к наиболее качественным объектам, вакантность в лучших торговых центрах Киева сократилась в течение года и колебалась на уровне 1–3% по состоянию на конец 2016.

Арендные ставки в лучших торговых центрах выросли на 8% по сравнению с концом 2015 года, находясь в пределах 54–86 $/ кв. м. / месяц. Ставки аренды в других торговых центрах оставались относительно стабильными и варьировались в пределах 25–40 $/ кв. м. / месяц. При этом в отдельных случаях наблюдался небольшой рост арендных ставок во второстепенных объектах с выгодным расположением и высокой посещаемостью.

В то время как в течение предыдущих двух лет инвестиционная активность в секторе коммерческой недвижимости была крайне низкой, 2016 год был отмечен улучшением настроений инвесторов, учитывая более благоприятные экономические условия.

По материалам CBRE.