21-11-2016

Портовая недвижимость Одессы – драйвер экономики Украины

Одесский порт

Значение Одессы как южных ворот Украины необычайно возросло. Некоторые эксперты считают, что одесские порты, расположенные вдоль побережья Черного моря, могут стать драйверами всей экономики Украины.

Сегодня ежегодный оборот трех портов – Одесского, Черноморского и Южного – составляют примерно 40 млн тонн. Три порта представляют собой южные ворота Украины. Экспортно-импортный потенциал трех портов колоссальный, но этот потенциал необходимо разумно использовать и развивать. В этих условиях большую важность приобретают методы привлечения инвестиций в портовую недвижимость и законодательство, регламентирующее работу бизнеса на этой недвижимости. Бизнес по перевалке грузов – особый вид бизнеса, а портовая недвижимость всегда уникальна, поэтому так важно понимать, как она функционирует.

Сегодня единственным возможным вариантом использования портовой недвижимости в Украине частными компаниями является долгосрочная аренда – ведь у государства нет средств инвестировать в современные перевалочные комплексы. И здесь бизнес сталкивается с серьезными препятствиями, поскольку процедура оформления аренды этих активов не только слишком длительная, полная ненужных согласований, но и существующее законодательство зачем-то устанавливает размер арендной платы в зависимости от рыночной стоимости объекта. Причем размер этот колеблется от 15 до 25% (и выше) в год. Иными словами, государство законодательно установило ставку капитализации в размере от 15 до 25%. Таких ставок капитализации нет нигде в мире!

Проблема не только в размере ставок, но и в неприемлемом принципе выбора арендной платы, ведь стоимость недвижимости и размер арендной платы не меняются линейно пропорционально. Многие знают, что сегодня цены на недвижимость падают, а вот арендные ставки могут при этом не меняться. И наоборот, в растущем рынке продаж арендные ставки, как правило, отстают по росту от цен на недвижимость. То есть экономика недвижимости – это гибкий процесс балансирования между спросом и предложением, в котором нет линейных зависимостей. Зачем же нужно связывать между собой величины, которые никак не связаны, и ухудшать инвестиционную привлекательность государственных объектов?

Такая ситуация существенно ограничивает развитие не только рынка портовой недвижимости, но и развитие других видов недвижимости, запрещенной к приватизации или все еще не приватизированной. Причем никто в Кабинете министров не хочет брать на себя ответственность за то, чтобы арендная плата, наконец, стала рыночной. Нет, наши чиновники очень любят делить и умножать, создавая большую видимость работы, вместо того чтобы стимулировать развитие рынков. В таких условиях сложно говорить о потоке инвестиций в привлекательную портовую недвижимость.

Но хочется надеяться, что одесские порты все же дадут толчок развитию всей экономики Украины, создадут эффект синергии. И это произойдет при правильном регулировании рынка портовой недвижимости.

По материалам Зеркало недели