27-07-2018

Что делать и чего не делать при продаже бизнеса?

бизнесмен

Если вы планируете продать свой бизнес в ближайшем будущем, вы должны рассмотреть следующие действия и не делать этого, чтобы максимизировать ценность и сохранить свои с трудом заработанные богатства.

Что делать при продаже бизнеса

1. Планировать.

В крайнем случае планирование продажи может начаться уже тогда, когда вы создаете свой бизнес и выписываете акционерное соглашение между владельцами бизнеса. Среди прочего, это соглашение может наметить основные правила продажи бизнеса между акционерами, чтобы избежать возможности долгого и дорогостоящего разрешения споров.

А также имейте в виду, что, как и в большинстве случаев продажи, вы можете не осознавать желаемое возвращение, если вы спешите. Покупатели, скорее всего, увидят косметические изменения, сделанные в последнюю минуту. Поэтому убедитесь, что вы делаете необходимые улучшения раньше времени.

2. Максимизировать стоимость компании.

Многие шаги, которые нужно выполнить, чтобы получить максимальную отдачу от продажи бизнеса, должны быть выполнены задолго до транзакции.

Лучший способ повысить стоимость бизнеса – показать солидную производительность и прибыль в последние годы. Вы можете улучшить свои доходы, разработав и внедряя маркетинговый план, ориентированный на создание диверсифицированной клиентской базы, которая генерирует повторные заказы или контракты. Повышенная рентабельность может быть достигнута путем анализа ваших процессов для повышения эффективности и создания повторяемых обучаемых процессов для повышения производительности.

3. Организовать записи.

Любой серьезный покупатель захочет выполнить должную осмотрительность перед покупкой бизнеса, и вам нужно быть готовым к этому. Документы, которые должны быть доступны, покупатель может интересоваться финансовыми отчетами, контрактами с клиентами и поставщиками, трудовыми договорами, подробным списком и описанием активов, непогашенными и условными обязательствами и т. д.

Нужно подготовить секретный информационный меморандум, в котором содержится краткое описание бизнеса для заинтересованных покупателей.

4. Ожидать задержки и быть терпеливым.

Продажа бизнеса может быть сложной задачей. Такие вещи, как структура сделки (например, продажа активов против продажи акций), подтверждение стоимости нематериальных активов, или уровень и тип финансирования, необходимые для добавления к сроку завершения продажи.

Чего не делать при продаже бизнеса

1. Не делать себя незаменимым.

Если бизнес сильно зависит от владельца или не может функционировать без вас, найти покупателя будет трудно.

Как отмечалось выше, разрабатывайте повторяющиеся и обучаемые процессы и предоставляйте своим людям возможность взять на себя бизнес, когда вы решите уйти.

2. Не торопится.

Использование немного большего времени, чтобы получить все в идеальном состоянии, позволит продавать бизнес по более высокой стоимости, чем при спешке. Кроме того, проявляйте чуткость к обстоятельствам покупателя, поскольку он может иметь дело с несколькими сторонами, такими как кредиторы и инвесторы, для финансирования сделки, в то время как вы обычно будете иметь дело только с одной стороной – покупателем.

3. Не контролировать отношения кредитора с инвесторами.

Когда дело касается внешних финансистов, подумайте об этом как о партнерстве и тесно сотрудничайте с покупателем, чтобы помочь ему получить финансирование. Это не только означает готовность к должной осмотрительности покупателя, но также и для информационных запросов финансистов.

4. Не делать все самостоятельно.

Обязательно проконсультируйтесь с ключевыми консультантами, включая ваших банкиров и финансовых партнеров, бухгалтера и адвоката. Вы также можете нанять консультанта, который специализируется на слияниях и поглощениях, чтобы спланировать ваш переход.

Автор: Александр Белов