16-07-2013

Китайская бизнес-психология

Шанхай

Иногда задумываешься, стоя у прилавка магазина и видя обилие товаров, в чем секрет китайских производителей. Трудно поверить, что когда-то огромная полуголодная страна сделала такой рывок в своем развитии. А все дело, похоже, в менталитете китайского народа. Например, китайские менеджеры подходят к вопросу управления гораздо шире, чем их западные коллеги. Для них человеческий фактор не пустой звук.

Китайскому народу характерно старательное соблюдение моральных принципов. Причем, делают они это и в повседневной жизни. Вспомните, как мы реагируем на выражение «читать мораль». В большинстве случаев отрицательно, считая, что это напрасная трата времени. Для китайца это не так. Они довольно ревностно следят за соблюдением морали. Этим и отличаются китайские производители от своих коллег в других странах. Они готовы сделать любой товар и честно предупредят покупателя о его недостатках. Другое дело, как перекупщик поступит с этим товаром. Будет ли он таким же искренним, перед своими соотечественниками или в погоне за прибылью скроет важную информацию, сославшись на недобросовестность производителя.

Еще один момент, который позволил китайскому народу сделать экономическое чудо. В обществе до сих пор имеют место родовые отношения. Иногда достаточно сказать какому роду ты принадлежишь, и многие двери будут открыты. Китайцы рассуждают так, если род сохранился, значит, в нем живут хорошие люди и им можно доверять. Поэтому для этого народа очень важно соблюдение всевозможных правил и традиций. Нарушение их просто не желательно. Это не комплекс, так они живут, уважая свои запреты.

Про религиозность китайцев можно рассказывать долго и много. Оно проявляется везде: организуют ли они производство обуви или уезжают на заработки в другие страны. В стране существует много храмов, пагод и культовых сооружений. Если человек глубоко религиозный, то он, как правило, уходит в монастырь или становится отшельником. Для остальных людей важную роль играют привычки и приметы.

Большое значение имеют знания и вера в карму. И до настоящего времени китайцы верят, что есть добрые и злые духи. Это во многом сдерживает проявление негатива в стране, так как каждый китаец искренне считает, что за ним незримо кто-то смотрит и решает, правильно он поступил в том или ином случае или нет. Наверное, творить безобразия в этой ситуации, довольно сложно. Ведь от духов не скроешься. Они даже мысли могут читать и делать свои выводы.

Это все накладывает свой отпечаток на поведение населения в Поднебесной. Особенно это хорошо заметно в повседневной жизни и при ведении деловых переговоров. Для того чтобы организовать, например, производство люстр в Китае нужно найти поставщика и производителя - а это масса деловых встреч и заключение договоров. Давайте мысленно представим, из чего все начиналось, чтобы понять, как ведут себя китайцы во время деловых встреч.

То, что заинтересованные люди не обсуждали эту проблему сидя в ресторане сто процентов. Не принято там вести деловые разговоры. Наверное, они велись в каком-нибудь офисе, где обязательно будет находиться комната для деловых встреч. Так здесь принято. И даже когда удалось все обсудить и договориться, сразу никто не спешил расходиться. Только через час, а то и больше мог закончиться переговорный процесс. И не дай бог, если кто пришел бы со своим юристом. Это в Китае считается дурным тоном. Просто в этой стране принято доверять друг другу. Порой достаточно бывает устной договоренности, чтобы совершались крупные сделки.

После переговоров стороны назначали время, чтобы подписать соответствующие документы. Как правило, этому в Поднебесной придают большое значение и торжественно обставляют этот момент. Потом все дарят друг другу сувениры и только после подписания документов идут в ресторан.

Автор: Александр Белов