15-08-2016

Итоги I квартала 2016 года на рынке гостиничной недвижимости Украины

Гостиничная недвижимость

Сложная ситуация в сфере гостиничной недвижимости Украины влечет перенос сроков открытия новых проектов, в прошлом году не было открыто ни одного сетевого отеля.

Международные операторы очень сдержанно строят свои планы относительно развития в Украине. Новые проекты на завершающей стадии строительства и заявленные к открытию в 2016–2017 гг., могут снова быть перенесены на более поздний период. За I полугодие в Киеве открылся только один проект – Вита Парк Борисфен 3* на 64 номера украинской сети Reikartz. По темпам ведущихся строительных работ до конца года наиболее вероятно открытие City holiday resort&spa (Диарсо), Aloft и Sheraton Kiev Olympiysky.

В I полугодии в Украине начала работать совместно с ГК DeVision новая сеть швейцарских отелей DBI Hotels&Resorts. Еще одну новую сеть гостиниц планирует создавать компания Karinza Investments LTD, новый собственник гостиницы Либідь. Многие отельные сети, такие как Park Inn by Radisson, Best Western V?b, Ramada, Reikartz Hotels& Resorts, строят планы по развитию в регионах Украины с высоким туристическим потенциалом.

Стоимость размещения

После резкой девальвации гривны в 2015 году гостиницы категории 5*, большинства категории 4* и частично 3* перешли на ценообразование в евровалюте. В результате поднявшаяся в 2014 году стоимость размещения в гостиницах, продолжила свой рост. Чтобы обеспечить заполняемость и иметь возможность вернуть прибыль после окончания кризисной ситуации операторы стремятся удержать цены и привлечь посетителей за счет разнообразных скидок.

За январь-июнь 2016 года стоимость размещения в гостиницах Киева категории 3* и 4* возросла на 4 и 8% соответственно, а в категории 5* - снизилась на 7%. В июне 2016 года средневзвешенная стоимость размещения в гостиницах по классам составляет: 5* – 7 808 грн. (- 569 грн. или – 7%), 4* – 3 050 грн. (+231 грн. или +8%), для гостиниц 3* – 1 074 грн. (+43 грн. или +4%).

Ключевые тенденции

  • Продолжение военных действий, нестабильная экономическая ситуация и уход с рынка иностранных компаний приводит к уменьшению количества иностранных туристов и оказывает негативное влияние на развитие гостиничного рынка Украины. Также действует неразвитая туристическая инфраструктура и слабое информационное продвижение страны в туристической сфере.
  • В условиях высокой инфляции и снижения платежеспособности населения страны украинцы чаще отказываются от дорогих зарубежных туров, отдавая предпочтение внутреннему туризму. Этому способствует также активное развитие туристических региональных центров в Одессе и Львове, где регулярно проводимые фестивали и рекреационные объекты привлекают туристов со всего мира. В результате украинские отельеры повысили цены на 25–30% и смогли привлечь инвесторов. В 2016 году на рынок Украины вышла швейцарская сеть DBI Hotels & Resorts, а также Karinza Investments LTD (новый собственник гостиницы Либідь).
  • Зарубежные гостиничные сети не спешат развиваться в Украине из-за низких показателей доходности и высоких рисков. Как и в 2015 году, в 2016 году есть вероятность переноса заявленных к открытию проектов на 2017 год и позднее. Многие отельные сети, такие как Park Inn by Radisson, Best Western V?b, Ramada, Reikartz Hotels& Resorts, строят планы по развитию в регионах с высоким туристическим потенциалом – городах Львов и Одесса.
  • Традиционно гостиницы высшей категории востребованы менее чувствительными к валютным колебаниям иностранцами. Внутренние туристы ориентируются на доступность цены и удобство расположения, выбирая качественные отели категории 2–3*. Тогда как предложение в данном сегменте очень ограничено.
  • Несмотря на повышение заполняемости в первом полугодии на 5% до 40,1%, он ниже показателя других европейских стран и в условиях высокой конкуренции вынуждает отельеров прибегать к крайним мерам – сокращению операционных расходов, минимизации уровня затрат и даже временному полному или частичному закрытию управляемых объектов. Подорожание тарифов на обслуживание гостиниц привело к снижению доходности, оценочно на 10%.
  • Наметившаяся тенденция роста заполняемости гостиничных номеров будет поддерживаться дальнейшим развитием внутреннего туризма в стране. Проведение в 2017 году Евровидения и Чемпионата мира по хоккею поможет открыть новые туристические направления Украины, а также способствовать завершению реализации ведущихся гостиничных проектов. Дальнейшее развития рынка и международных гостиничных операторов в Украине будет зависеть от урегулирования военной ситуации и восстановлению экономики.

По материалам UTG.