12-08-2020

Когда самые лучшие решения не приносят результатов?

безрезультатное вливание денег

В случаях, когда мы идём «не туда», упорно делаем то, чего делать вообще не стоит и методами, с помощью которых конкретную задачу или проблему заведомо решить невозможно.

90% ошибок и потерь в любом виде бизнеса связано с плохой оценкой исходной ситуации либо полным отсутствием диагностики для принятия решений:

  • формализм в принятии решений. Полное отсутствие диагностики исходной ситуации и ресурсов компании для решения задачи;
  • не была собрана достаточная информация для оценки ситуации, многие факторы были упущены;
  • информация собрана, но должным образом не осмыслена («за деревьями леса не видим»);
  • информация собрана, но факты неверно интерпретированы.

Проследим цепочку решения проблемы или задачи в компании. На каком этапе подключается услуга консалтинга, и маркетинга и кто определяет необходимость конкретной услуги? Обычно шеф или директор, оценив ситуацию в фирме, принимает решение сделать определенные шаги: сделать аналитику, рекламу, акцию, обучение персонала, расклейку объявлений и т. п. Затем он нанимает фирму или консультанта и делает ей соответственный заказ. Когда деньги потрачены, вдруг выясняется, что результат не достигнут или он далек от ожидаемого. Кто виноват? По логике заказчика — конечно, плохой консалтинг. Если услуга не сработала, значит, это была плохая услуга.

Между тем это всего лишь одна из возможных причин неудачи. А если даже самая лучшая услуга и не могла помочь – хотя бы потому, что она была выбрана неверно? Рассмотрим аналогию с самолечением, когда заболевший человек сам себе ставит диагноз и идет в аптеку за лекарствами. В случае ошибки даже самый лучший препарат может нанести вред. И даже если диагноз известен и очевиден, то далеко не факт, что пациент выберет самый эффективный препарат.

В бизнесе такая логика, к сожалению, тоже может обернуться серьезными потерями по всем направлениям. Например, директор фирмы заказывает листовки о своих услугах, чтобы разбросать людям по почтовым ящикам. Потрачены деньги на печать и доставку, а позже выясняется, что заказов от акции ноль. Гораздо дешевле было обсудить вопрос с маркетологом, и он бы сразу сказал – что данная целевая аудитория на такие акции не реагирует.

Или другой пример — о развитии и укреплении бизнеса. Владелец успешного и крупного рекламно-информационного портала хочет повысить его конкурентоспособность, чтобы упрочить его позиции на рынке. От кого зависит успех информационного сайта? Конечно, решает босс, от журналистов! Да и у него самого к этим творцам определенные претензии накопились. Значит, нужно нанять грамотного профи, который проведет для журналистов семинар и повысит их квалификацию. Вот и проблема решится.

Только начинать нужно с другого. Прежде, чем повышать уровень ресурса на рынке, хорошо было бы понять: насколько у него выигрышная позиция сегодня? По каким параметрам он превосходит конкурентов, а какие стоит подтянуть. Тогда бы выяснилось, что ресурс «проседает» по верстке и дизайну страниц, а также требуется отшлифовать информационно-аналитическую концепцию портала. Это задачи редактора и веб-дизайнера, но никак не журналистов.

Однако такой анализ не был проведен. Шеф заказал дорогущий семинар для журналистов. После «плодотворного» общения с тренером весь творческий коллектив чуть было не положил заявления по собственному желанию, а бухгалтер пришла в ужас от стоимости мероприятия. Итак, меры вроде бы приняты, деньги потрачены, результат сомнителен плюс серьезный конфликт в коллективе, привнесенный извне. Налицо нецелевое расходование средств.

К сожалению, такое происходит сплошь и рядом. Компании несут нецелевые расходы, руководители теряют силы и время, хотя этого можно избежать. Ведь не напрасно наши деды сложили поговорки «сапожник без сапог» и «одна голова хорошо, а две – лучше». Всем и всегда очень сложно в полной мере изнутри оценить состояние своих дел. Еще более определенно выразился по этому поводу Альберт Эйнштейн:

«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Если вам нужны большие перемены — меняйте мышление». 

И если уж профессионалы в медицине собирают консилиумы, то почему бы не последовать их примеру?

Это значит, что этап оценки ситуации – главный. Именно здесь закладывается фундамент для успеха решений и действий. Причем чем выше цена вопросов и выше риски – тем большую роль играет точность этой оценки и принятого решения. Моряки знают, что отклонение от курса даже на один градус может увести в далеко от пункта назначения. Поэтому не экономьте на диагностике, приглашайте профессионалов. У вас как минимум будет человек, с которым вы сможете обсудить и проговорить все важные моменты и детали. А максимум — благодаря профессиональному взгляду со стороны вы можете получить качественные решения, которые сберегут вам массу денег, времени и сил. Результат будет намного эффективнее, а риски – ниже.

Прежде, чем двигаться вперед, — нужно оценить, где и с чем мы находимся.

Всегда начинайте с анализа ситуации — даже если она кажется вам статичной и привычной! Часто случается так, что в обстановке появились дополнительные и важные факторы, а вы их просто проигнорировали. И в результате влетели в потери или упустили шикарные возможности.

Автор: Александр Белов