17-10-2017

Важные особенности выбора места для супермаркета

супермаркет

Раньше выбор месторасположения супермаркета сводился к подбору свободного земельного участка для возведения здания. В настоящее время применяют более сложные методы, интуиция все чаще уступает место анализу и прогнозированию.

Такая работа может длиться несколько недель, но это вполне оправданно: капиталовложения в строительство современного магазина слишком велики, а методы выбора места размещения супермаркета достаточно сложны. Они, например, включают системный анализ и машинное моделирование на ЭВМ. При традиционном подходе к оценке предполагаемого месторасположения супермаркета важное значение придавали факторам очевидным, поддающимся учету. И, конечно, ритейлеры всегда интересовались плотностью населения в окружающих кварталах и интенсивностью людского потока.

Многие специалисты рекомендуют пользоваться просто картой или планом района, на которых хорошо видны жилые кварталы и транспортные коммуникации, пути движения пешеходов и т. д. Карту рекомендуется уточнить, нанеся на нее данные, полученные в результате обследований. Большинство супермаркетов зависит от потребителей, живущих в этом районе.

супермаркеты не строятся близко один к другому, если только это не оправдывается какими-то особыми обстоятельствами. Ассортимент товаров во всех супермаркетах приблизительно одинаков, и, если два сходных супермаркета размещены слишком близко, они попросту делят потенциальный объем оборота.

Существенно определить не только количество прохожих, которые в течение определенного периода времени движутся мимо того или иного пункта в том или ином направлении. Анализ должен содержать и более подробные данные: часы самого интенсивного движения пешеходов и транспорта, состав потока людей (целые семьи, мужчины, женщины или дети) и по возможности хотя бы общие указания на направления движения этого потока (мужчины, например, на завод, дети — из школы и т. п.).

Мужчины или группы мужчин, идущие на работу или с работы, обычно могут стать покупателями супермаркета, но еще вероятнее, что они предпочтут «удобный магазин». Большое значение для супермаркетов имеют локальные потоки пешеходов в середине дня.

Не следует упускать из виду и такой фактор, как плотность населения в рассматриваемом районе. Жилые кварталы, особенно многоэтажные, увеличивают численность покупательских контингентов, в то время как коттеджи и особняки на одну семью уменьшают ее.

Важен и демографический состав: молодые семьи с детьми более перспективны для супермаркетов, чем пожилые пары (например, в районах, которые заселяются преимущественно пенсионерами). Однако в «поселках пенсионеров» выше плотность населения, следовательно, больше и его численность. Но улицы там уже, и проезд автотранспорта поэтому затруднен. Плотность населения и его особенности являются важными, даже ключевыми факторами, и при подборе участков для строительства супермаркетов их необходимо всесторонне анализировать.

Автор: Александр Белов